Наши услуги
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ консалтинг
- Производственный консалтинг: суть, состав, задачи;
- Разработка/ реинжиниринг бизнес-процессов производства: планирования производства, запасов, закупок сырья и материалов, отгрузок, регламентных работ, управление системой контроля, нормирование, учет работы персонала, система мотивации и др.;
- Управление качеством в цепочке управления производством;
- Оценка возможностей производственного предприятия для развития: кадровых, технологических, производственных, логистических и др.;
- Разработка системы технического и технологического развития производства;
- Оценка эффективности работы персонала: нормирование, учет, система мотивации на основе сдельной или повременной оплаты труда;
- Управление инновациями на производстве;
- Ресурсосбережение на производстве;
- Построение ситемы регулярного менеджмента производственного предприятия.
Производственный консалтинг
традиционно значительно более сложен по сравнению с другиим видами консалтинга. Собственно и управление производством является процессом более сложным по сравнению с управлением, например, торговой организацией. Сложность управления производством связана с тем, что в управлении производством взаимоувязано большое количество бизнес-процессов, выполняемых функций (управленческих, производственных, логистических, учетных, контрольных и др.), а также возникающих в процессе работы производственных отношений.
Помимо этого, на производственном предприятии подчас очень велика зависимость одного бизнес-процесса от другого, а также многих бизнес-процессов (групп бизнес-процессов) от одного (например, пока не завершится одна производственная операция, другая по технологии начаться не сможет). Связана эта взаимозависимость как с большим количеством производственных операций (или, если хотите, переделов), так и с большим количеством непроизводственных операций (перемещением, выполнением функций ОТК, маркировкой и др.).
Проводя производственный консалтинг, мы особое внимание уделяем правильности построения бизнес-процессов на производстве, "проходя" по каждому процессу "ногами, карандашом и мыслью". От правильности данной работы в значительной степени зависит эффективность работы производства в целом и мы это хорошо понимаем.
Как и всякая консалтинговая деятельность, производственный консалтинг всегда начинается с изучения специфики производственного предприятия, особенностей организации управления производством, коммуникационной системы, бизнес-процессов и многого другого. Однако обо всем по порядку.
Основные управленческие бизнес-процессы, как правило присущие производственным предприятиям, таковы:
- управление складской логистикой (запасами, хранением и перемещением материальных ценностей),
- управление транспортной логистикой,
- управление планированием производства (загрузка линий и оборудования, выпуск продукции по видам, управление персоналом),
- управление закупками сырья и материалов,
- управление регламентными работами (работы по обслуживанию техники и оборудования),
- управление ремонтными работами,
- управление пуско-наладочными работами,
- управление техническими разработками и усовершенствованиями,
- выполнение контрольных функций (выпуска, расхода сырья, отгрузки, документооборота, рабочего времени, выполнения регламентных работ, производственной дисциплины и гигиены труда (на пищевых производствах), качественно-количественных характеристик поступающего сырья, качества выпускаемой продукции и др.),
- учет (сырья, материалов, полу-готовой продукции (заготовок), готовой продукции, брака и др.),
- нормирование труда,
- управление персоналом (управление работой, обучением, аттестация, ротация персонала и т.п.),
- учет результатов труда,
- система мотивации сотрудников и др.
В зависимости от отраслевой принадлежности, специфики работы производственного предприятия, действующей системы управления и организации производства, а также прочих факторов, выше перечисленный перечень основных бизнес-процессов может быть, понятно, иным.
В отношение управления производством для собственников бизнеса или топ-менеджмента очень полезно усвоить следующие важные принципы управления:
1) Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товаров компании и/или услуг стало постоянным не только для Вас, но и для линейного персонала. Ваша главная цель - стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и способствовать его росту, обеспечить рабочие места;
2) Усвойте новую философию. Управляющие должны осознать свою ответственность и взять на себя руководство, чтобы добиться позитивных перемен;
3) Сделайте качество неотъемлемой характеристикой товара. Добейтесь того, чтобы каждого (!) сотрудника предприятия волновал этот вопрос не меньше, чем собственная заработная плата.
4) Плох тот товар, который продает себя только ценой, это путь в никуда. Продавать нужно качеством (т.е. набором потребительских свойств товара и соответствием характеристик товаров заявленным)! Манипулирование ценой товара – удел падающих предприятий;
5) Непрерывно (!) совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество, производительность, материалоемкость, энергоемкость и, таким образом, постоянно снижать затраты;
6) Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах. Новые сотрудники, как правило, не приходят на производство будучи готовыми на 100% к выполнению предполагаемых функций, соответственно, они нуждаются в наставничестве, непрерывном обучении и контроле;
7) Создайте систему эффективного руководства. Целью управленческих действий должна быть помощь людям, оборудованию и устройствам работать лучше.
8) Снимите шоры с сотрудников, уничтожьте их страх перед «начальниками», раскрепостите их, чтобы дать возможность эффективно работать на компанию. Сделаете это – и Ваши сотрудники будут помогать Вам развивать Ваше предприятие. Не сделаете этого – и развитие предприятия станет уделом лишь тех сотрудников, у которых функции развития заложены в функциональные обязанности;
9) Разрушайте барьеры между отделами. Чем больше границ и стен внутри производства – тем хуже коммуникации внутри предприятия, увеличенное время решения вопросов и больше противодействий на основе «защиты позиций»;
10) Откажитесь от лозунгов, проповедей и заданий для рядовых сотрудников, призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности. Подобные проповеди вызывают только противодействие, поскольку в большинстве случаев низкое качество и низкая производительность вызваны СИСТЕМОЙ и, следовательно, вне власти рядовых сотрудников;
11) Откажитесь от управления, ориентирующегося только на количественные показатели. Количественные показатели – лишь одна сторона работы предприятия! Показатели качества, моральный климат производства, отношение сотрудников к менеджменту и производству в целом – не менее, если не сказать более, значимые факторы;
12) Устраните препятствия, которые не позволяют кадровому рабочему, административным и инженерным работникам гордиться своим мастерством. Должна быть ответственность не за голые цифры, а за качество, за эффективность, за новые решения;
13) Внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования сотрудников. Предоставьте сотрудникам возможность развиваться, помогите им в этом – и польза от этого Вашей организации будет ощутимой;
14) Сделайте так, чтобы каждый сотрудник в компании участвовал в программе преобразований. Преобразования - дело каждого;
16) Создайте на своем производстве систему инноваций, когда каждый работник может предлагать (и участвовать в воплощении) различные улучшения, как касающиеся его производственного участка, так и всего производства в целом. Ключевое слово в этом вопросе – мотивация.
Пример проведения производственного консалтинга из нашей недавней практики:
Заказчик работ: Подмосковная производственная компания, производящая нестандартное торговое оборудование.
Анонсированная руководителем организации проблема: брак съедает всю прибыль компании и негативно влияет на имидж организации и внутрифирменные отношения.
Объяснение проблемы: оборудование сложное, операции стандартные на каждом участке с редкими переналадками, однако, еженедельно гарантированно получаем претензии от покупателей относительно качества отгруженной продукции. Портятся отношения с дилерами.
Примечание: покупатели – дилерские компании или конечные потребители в виде предприятий розничной и оптовой торговли, а также логистические операторы.
Диагностированная ситуация:
- Ситуация оказалась крайне сложной. Сложность заключалась не только в том, что одновременно пришлось заниматься «всем и сразу», но еще и в том, что способных и заинтересованных в результате сотрудников на производстве, увы, не оказалось;
- Система управления производством ситуативная. Отсутствовали прописанные бизнес-процессы, должностные инструкции, система мотивации, система текущего управления и контроля;
- За качество производимой продукции номинально отвечал руководитель производства, реально – никто. Персонал «выдавал нагора», отрабатывая свое, и ожидал за это свою зарплату;
- На производстве отсутствовала система учета брака и отхода сырья и материалов, как и зависимость дохода персонала производства от этих показателей.
Что было сделано:
- Прописаны и доведены до сведения бизнес-процессы на каждом рабочем месте. Определены зоны ответственности каждого участка;
- Введены маршрутные листы изделий: каждое изделие стало иметь "паспорт " - имена и фамилии персонала на всех стадиях передела (т.е. прохождения изделия по технологическим участкам);
- Введены должности специалистов ОТК с определением конкретных должностных обязанностей, определена технология их работы, снабжены средствами инструментального контроля и обучены работе с ними;
- Введен регламент проверки, наладки, текущего и капитального ремонта оборудования. Разработанный регламент был утвержден в виде графика ППР (график планово-предупредительного ремонта);
- Введено понятие «остановленный брак»: нахождение на одной из стадий передела несоответствующей продукции, документирование факта и ее возврат;
- Введены нормы брака на участках. Разработаны понятия и виды брака. На каждом рабочем месте сделан стенд с эталонными образцами типовой продукции на участке. Проведено обучение персонала и инженерных сотрудников на участках. На каждом участке размещены специальные приспособления («приспособы», шаблоны) для текущего контроля характеристик продукции;
- Введены нормы отхода сырья на работы по приладке;
- Разработана система мотивации производства в целом в зависимости от эффективности работы за период. Проводилось разъяснение принципов работы всем сотрудникам и давались ответы на вопросы с целью полного понимания сути системы и логики расчета. Результат работы производства (точнее, компании в целом) ежемесячно в виде распечатки системы мотивации стал вывешиваться на стенде информации.
Результаты работы: главный результат, которого хотелось достичь, - изменение сознания сотрудников, что является всегда самым сложным. Удалось всеми произведенными работами добиться того, что вопрос качества и брака стал вопросом всех и каждого. Удалось сделать так, чтобы все на производстве стали считать деньги. Вы не представляете, как это сложно сделать!
С частью персонала, который не принял новые условия работы, пришлось расстаться. В течение нескольких месяцев работы имевшиеся проблемы компании были практически решены, результат достигнут.
В отношении качества продукции на производстве нам удалось внедрить функцию текущего контроля качества. Суть ее заключалась в следующем:
Вся работа была выстроена для достижения трех главных задач:
1) максимально раннее выявление брака в цепочке бизнес-процессов,
2) снижение невозвратных отходов,
3) снижение себестоимости как результат решения двух предыдущих задач.
Нередко в нашей работе нам задают один и тот же вопрос: почему (и нужно ли) ТАКОЕ пристальное отношение к качеству продукции? Дело здесь вот в чем. Качество продукции как таковое – не самоцель и уж тем более не декларация. В результате проведения различных работ, связанных с эффективностью работы производственных предприятий, каждый раз начинали действовать ДВА простых правила:
И еще одно интересное наблюдение из практики.
Когда одновременно с улучшением качества работ и изменением отношения сотрудников к работе улучшается и материальная составляющая их труда пропорционально успехам, то вагоны потихоньку начинают подталкивать паровоз! И все начинает меняться как-то немного по-другому. Мы это проходили не раз. Проверено!
Помимо чисто экономических функций качество непосредственным образом влияет на доверие к бренду компании, имидж самой компании на рынке, морально-деловой климат в организации и, в конечном счете, влияет на жизнеспособность организации в целом.
Качество с точки зрения потребителя - это соответствие свойств продукции его (потребителя) требованиям. При этом приходится учитывать, что при равенстве показателей качества продукции разных предприятий потребитель отдаст предпочтение той, которая дешевле и будет поставлена в нужном объеме в требуемые сроки. Отсрочка поставки продукции оборачивается, как правило, потерей спроса (купил продукцию другого производителя, например).
И все-таки, что такое КАЧЕСТВО?
Как было упомянуто выше, понятие качества имеет как бы две стороны: сторону производителя в части экономики производства и сторону потребителя в части соответствия заявленных характеристик, сопутствующего и иного сервиса. Поэтому поставщик воспринимает качество значительно шире и ассоциирует его с процессом создания и поставок продукции. Действительно, качество формируется вместе с продукцией и проходит такие важнейшие этапы, как маркетинг, проектирование, производство и другие.
На этапе маркетинга определяется, что нужно потребителю (продукт, упаковка, цена, послепродажный сервис и т.п.). Если на этом этапе требования потребителя будут неправильно определены и спрогнозированы, то даже безупречное выполнение последующих этапов не обеспечит создание требуемой для потребителя продукции.
То же самое можно сказать и о влиянии ошибок в маркетинге на последующих этапах жизненного цикла товара на развитие продаж. Иначе говоря, для поставщика качество означает правильное определение требований потребителя, проектирование продукции в соответствии с этими требованиями, изготовление согласно разработанной документации и своевременная поставка потребителю.
Другим важным моментом для понимания этой схемы является непрерывное улучшение качества. Нет такой категории, как постоянный уровень качества! Если предприятие ставит своей целью поддержать «постоянный уровень качества», то оно обречено на отставание и гибель. Меняются требования рынка, конкуренты предлагают аналогичную продукцию с новыми свойствами. Поэтому постоянное улучшение - есть непременное условие нахождения производственного предприятия в бизнесе.
В качестве резюме по разделу «Управление производством»:
- Управление производством – сложный и ответственный процесс, в котором нет мелочей. Чем более логично выстроена система управления производства, тем более рационально предприятие сможет работать;
- Персонал в управлении производством – не «винтики», а «управляющие и исполняющие звенья» производственной цепочки: чем более осознанно и эффективно будет работать персонал, тем более устойчиво будет работать предприятие и тем более эффективна будет его работа;
- Сделайте так, чтобы вопросы качества волновали всех на производстве, а не только высший менеджмент;
- Сделайте принцип «бережное производство» парадигмой управления производством;
- Создайте систему мотивации персонала, «заточив» ее на выполнение важных для управления производством функций;
- Создайте условия появления и внедрения инноваций на производстве. Необходимо помнить, что ключевое слово в процессе инноваций на производстве – мотивация. Будет заинтересованность – будет работать процесс инноваций;
- Создайте на своем производстве открытую информационную среду, которая будет способствовать информированию трудового коллектива обо всех значимых фактах, а также получению обратной связи менеджментом производственного предприятия;
- Управление производством должно быть регулярным и охватывать все сферы его деятельности. Менеджмент должен быть регулярным, а не ситуативным!
Понравилась статья?
Порекомендуйте ее знакомым.